ПРОГРАММА
«Здоровье»
 
Пояснительная записка.      

                             

В условиях неблагоприятной экологической ситуации, сложившейся в последнее время в мире, в силу ухудшения здоровья детей в связи с рядом факторов (детская гиподинамия, всеобщая компьютеризация и, как следствие, ухудшение зрения у детей и подростков и т.д.) особую актуальность приобретают меры, связанные с формированием экологического, здоровьесберегающего сознания и воспитанием физической культуры учащихся.

 

Необходимость введения этой программы заключается в следующем:

1.     Высокая заболеваемость учащихся;

2.     интенсификация учебного процесса (возросла учебная нагрузка);

3.     недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей;

4.     низкая двигательная активность школьников.

 

Программа предусматривает следующие цели и задачи.

Цели программы

1. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного и воспитательного процесса.

2. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, навыков организации здорового образа жизни посредствам развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

 

3.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов;

Задачи программы

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих:

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

4.Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни;

5.Создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»и разработка и внедрение систем оздоровительных и профилактических мероприятий.

 

Для реализации программы необходима следующая материально- техническая база:

1.     оснащенные учебные кабинеты;

2.     наличие столовой и организация горячего питания;

3.     наличие спортивного зала;

4.     наличие кабинета психологической разгрузки;

5.     наличие спортивного инвентаря, в т.ч. для занятий спортом в зимнее время.

Недалеко от школьной территории располагаются следующие спортивные сооружения:

o    стадион;

o    волейбольная площадка;

o    беговая дорожка.

Программа должна реализоваться через:

ü       создание методического объединения , в состав которого должны входить учителя физической культуры и ОБЖ;

ü       укрепление материальной базы техническими средствами;

ü      увеличение количества  уроков физкультуры до 3-х часов за счёт вариативной части учебного плана при условии создания необходимых условий для занятий спортом (укомплектованность спортивным инвентарём, оборудованное помещение);

ü      оптимизацию расписания уроков и внеурочной деятельности;

ü      изменения в структуре уроков, позволяющих включать физкультминутки;

ü       организацию горячего питания;

ü      организацию совместной деятельности педагогов и медицинских работников;

ü      работу социального педагога и психолога с учащимися и учениками.

 

Результаты реализации программы могут быть следующие:

1.     изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью (способность противостоять вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни);

2.     повышение социально- психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;

3.     увеличение числа школьников, посещающих спортивнее секции;

4.     сокращение острых и хронических заболеваний;

5.     повышение уровня обученности и качества знаний.

 

Результаты программы могут быть представлены в форме отчёта, с обязательным заслушиванием и обсуждением на педагогическом совете в конце школы.

 

                     Содержание программы.

Раздел 1. Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.

1.     Усилить внутришкольный контроль за совместной работой медицинских работников, педагогического коллектива, учащихся и их родителей по охране здоровья и гигиеническому воспитанию школьников.

2.     Особое внимание обратить на работу учителей начальных классов по выработку у учащихся навыков самоконтроля за своим здоровьем, а также по организации двигательного режима школьников.

3.     Ежегодно на педсоветах с участием медицинских работников анализировать состояние работы по данному вопросу и итоги углубленного медицинского осмотра школьников. На методических объединениях учителей начальных классов и классных руководителей разрабатывать методику по вопросам охраны здоровья,  привития практических навыков личной гигиены, а также методику совместной деятельности учителей, медработников в работе с семьёй по пропаганде здорового образа жизни.

4.     В гигиеническом воспитании школьников шире использовать возможности учебных программ по различным предметам, в том числе по физическому воспитанию, трудовому обучению, ОБЖ, обществознанию, биологии.

5.     При планировании работы школы, класса, разрабатывать конкретные мероприятия по охране здоровья детей, предусматривая в них, формирование у учащихся прочных навыков самоконтроля за осанкой и соблюдением зрительного режима, гигиенических  требований к учебному труду.

6.     Систематически информировать учителей  о состоянии здоровья учащихся на основании данных углубленного медосмотра и о конкретных медико- педагогических рекомендациях по профилактике заболеваемости.

7.     Предусмотреть методическую подготовку учителя по данным вопросам.

8.     Практиковать обобщение передового опыта по охране здоровья школьников, внедрение его в практику школы.

9.     Широко использовать имеющийся арсенал научно- популярной литературы.

10.                       Активно вовлекать в работу по охране здоровья школьников общественные организации и родителей.

11.                       Особое внимание уделять гиподинамии у детей. С этой целью организовать и проводить подвижные игры на переменах,  «Дни здоровья», динамические паузы на уроках (физкультминутки).

12.                       Шире внедрять в практику работы школы проведение массовых спортивных мероприятий, вовлекая в них родителей.

13.                       Классным руководителям разработать и провести серию классных часов по различным аспектам здорового образа жизни с приглашением мед. работников.

 

Раздел 2. Разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.

1.     Разработать план совместных мероприятий работы школы, семьи, специалистов здравоохранения по профилактике вредных привычек детей.

2.     Организовать в классах, рекреациях школы тематические стенды, выпуск стенных газет, стендов по профилактике вредных привычек у детей.

3.     Совместно с социальным педагогом проводить мероприятия по формированию здорового образа жизни.

 

Раздел 3.Нормализация учебной нагрузки.

1.     Проводить диагностику по дозировке домашнего задания с последующим обсуждением на педагогическом консилиуме.

2.     установить строгий контроль за объемом домашнего задания, получаемого на уроках.

Раздел 4. Повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Спланировать и проводить курс лекций по возрастным особенностям развития детей.

       

 

 

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный.

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и способов обучения и воспитания.

Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».

II этап. Практический.

Создание перспективной модели развития программы.

Апробация и использование комплексной программы оздоровления учащихся «Здоровье».

III этап. Коррекционно-обобщающий.

Обработка данных за три года внедрения программы.

Перспективная модель развития программы

I блок. Начальная школа.

II блок. Средняя школа.

III блок. Старшая школа.

Организация деятельности участников образовательного процесса

в рамках комплексной программы «Здоровье»

Администрация

1. Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

2. Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.

3. Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и внеурочной деятельности.

4. Включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.

5. Предоставить помещение для создания и деятельности кабинета психологической и эмоциональной разгрузки для ребят и взрослых.

6. Организовать летний оздоровительный отдых учащихся.

7. Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.

8. Динамическая пауза для учащихся 1 класса.

Медицинский персонал

1.     Проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.

2.     Разработать программу просвещения педагогов, воспитанников и их  родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

3.     Проводить профилактические мероприятия.

4.     Информировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней в школе.

5.     Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания.

6.     Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.

7.     Своевременно делать профилактические прививки.

 

 

Классные руководители

1. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.

2. Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.

3. Вести информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.

4. Способствовать поддержанию физических, психических сил воспитанников:

8. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.

9. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.

10. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Учителя физической культуры

1. Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.
2. Проводить дополнительные уроки физкультуры.
3. Расширить спектр дел, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
4. Обеспечить эффективную работу спортивных секций и спортивных клубов.
5. Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
6. Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровье».
7. Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.

 

Родители

1. Заниматься профилактикой заболеваний в семье.
2. Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
3. Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.
4. Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка.
5. Организовать полноценный досуг ребенка.
6. Стать активными участниками разработки и реализации программы «Здоровье» в школе и классе.

 Учащиеся

1. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; делать Добро.

2. Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.

3. Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.

4. Быть инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе, во дворе.

 

5. Восстановить традиции органов самоуправления, организовать работу его новых моделей и структур:

6. Изучать прогрессивные методики и системы оздоровления человека.

Формы реализации программы

1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

1.     Утренние зарядки (1-11 кл.)

2.     Физминутки (1-11 кл)

3.     Динамические паузы ( 1кл.)

4.     Спортивные часы (1-11 кл)

5.     Дни здоровья (1-11 кл.)

6.     Туристические слеты, походы, прогулки (5-11кл.)

7.     Спортивные секции (5-11 кл.)

8.     Спортивные игры (1-5 кл.)

9.     Спортивные соревнования (6-11кл.)

10.                       Агитационная работа по  привлечению к занятиям физической культурой и спортом

11.                       Спартакиады

12.                       Веселые старты

13.                       Малые Олимпийские игры

14.                       Старты Надежд

15.                       Игры Доброй Воли

16.                       Конкурс «Мы – спортивная семья»

17.                       Игры-суды над вредными привычками и пристрастиями человека.

 

2. Система  мероприятий по агитационной и просветительной работе:

1.     Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников (1-11 кл.)

2.     Беседы по профилактике вредных привычек ( 5-11 кл.)

3.     Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств (1-11 кл.)

4.     Лекции о правильном питании (1-11 кл.)

5.     Школьные радиолинейки, устные журналы о здоровом образе жизни (1-11 кл.)

6.     Беседы врача о пользе закаливания, плавания (1-11 кл.)

7.     Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (5-10 кл.)

8.     Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по привлечению к занятиям физкультурой и спортом

9.     Организация встреч с врачами-специалистами

 

Ожидаемые результаты

 

Применение программы Здоровье должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями, навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.

В результате этой работы должны происходить саморазвитие, произвольное овладение знаниями и основными навыками образовательной деятельности, самопознание и самоопределение, самосовершенствование.

Вырабатывается у учащихся потребность в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа ЗОЖ.

Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.

При оптимизации решений социальных( экология, образование, право на труд, отдых, соцзащиту и др.)и медико- социальных( рац. режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства- сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания учителем триединой проблемы: образ жизни- образование- здоровье.

Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого- педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в лицее и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.