«Утверждаю»

                                                                                                 ____________________

                                                                                                 Директор   А.А. Восканян

                                                                                                  Приказ  № 79 от 30.08.2014г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                

 

 

Положение

 об организации  пропускного режима в

 МБОУ СОШ №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете школы

«  30  » 08     2014 г.  Протокол №  1

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ

МБОУ СОШ №13

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Настоящим Положением определяется организация и порядок осуществления пропускного режима в МБОУ СОШ №13 в целях обеспечения общественной  безопасности, предупреждения возможных террористических, экстремистских акций и других противоправных проявлений в отношении учащихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения.

Пропускной режим  в образовательном учреждении осуществляется:

- в учебное время дежурным учителем с 8ч. 10 мин. до 14ч.30 мин., дежурным администратором  с  8 ч. 20 мин. до  16ч. 00 мин и дежурным из числа техперсонала с 8 час.00 мин. до 17час. 00 мин..

        - в ночное время, в выходные и праздничные дни сторожем.

          Ответственным  за организацию, обеспечение и соблюдение пропускного режима  на территории МБОУ СОШ №13 назначается приказом преподаватель ОБЖ.

         

2.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА

 2.1. Порядок прохода обучающихся, сотрудников.

2.1.1. Обучающиеся, сотрудники и посетители проходят в здание через центральный вход.
2.1.2. Центральный вход в здание должен ограничивается в рабочие дни через 20 минут после начала учебного процесса. С 9 час.00мин. до 13чс. 00 мин. пропуск в здание школы осуществляется через боковой вход.

2.1.3. Вход учащихся  в образовательное учреждение на учебные занятия осуществляется самостоятельно, без сопровождения родителей и без предъявления документов и записи в журнале регистрации посетителей  с 8 ч.00 мин. по 8 ч. 30 мин.

2.1.4. В остальное время учащиеся пропускаются после записи в журнале опоздавших и объяснительной записки учащегося на имя классного руководителя. Во время занятий уход учащихся из здания школы осуществляется только с личного  разрешения учителя или представителя администрации школы. Самовольный уход из школы считается нарушением внутреннего распорядка МБОУ СОШ №13..
2.1.5. Выход обучающихся на уроки физкультуры, экскурсии осуществляется только в сопровождении педагога.
2.1.6. Члены кружков, секций и других групп для проведения внеклассных и внеурочных мероприятий допускаются в школу согласно расписанию занятий при сопровождении педагога.
2.1.7. Во время каникул обучающиеся допускаются в школу согласно плану мероприятий на каникулах, утвержденному директором школы.
2.1.8. Учащиеся других школ, а также лица, занимающиеся в кружках, секциях допускаются в школу в соответствии с расписанием занятий и списками.

2.1.9.Педагогические работники и технический персонал образовательного учреждения  пропускаются на территорию образовательного учреждения без предъявления документа, без записи в журнале регистрации посетителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.10.После окончания занятий дежурный администратор обязан произвести осмотр помещений образовательного учреждения на предмет выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов.

   2.1.11.   Нахождение участников образовательного процесса на территории объекта после окончания  учебной смены и рабочего дня без соответствующего разрешения руководства образовательного учреждения запрещается.

 

 

 

    2.2. Пропускной режим для родителей (законных представителей)


2.2.1. Родители (законные представители) могут быть допущены в школу
с разрешения дежурного администратора

2.2.2. С учителями родители (законные представители) встречаются до и после уроков, в экстренных случаях во время перемены.
Для встречи с учителями или администрацией школы родители (законные представители) сообщают дежурному из техперсонала цель посещения, свои фамилию, имя, отчество, фамилию, имя своего ребенка, класс в котором он учится, записываются в «Журнале  регистрации посетителей».
Родителям (законным представителям) не разрешается приходить в школу с крупногабаритными сумками.
2.2.3.
  Родители, сопровождающие детей на занятия и пришедшие встречать их с занятий, до окончания уроков, ожидают их у поста дежурного, в вестибюле первого этажа и не проходя к учебным кабинетам.

 

2.3.. Пропускной режим для вышестоящих организаций, проверяющих лиц и других   посетителей

2.3.1. Лица, не связанные с образовательным процессом, посещающие школу по служебной необходимости, пропускаются по согласованию с директором школы или лицом его замещающим, с записью в журнале регистрации посетителей.
2.3.2. Должностные лица, прибывшие в школу с проверкой, пропускаются с уведомлением администрации школы.

 

 2.3.3.  При выполнении в образовательном учреждении строительных и ремонтных работ, допуск рабочих осуществляется по списку подрядной организации, согласованному с руководителем образовательного учреждения. Производство работ осуществляется под контролем специально назначенного приказом руководителя представителя администрации учебного заведения.

 2.3.4. Посетитель, после записи его данных в журнале регистрации посетителей, перемещается по территории образовательного учреждения в сопровождении дежурного педагогического работника или педагогического работника, к которому прибыл.

       

 

 2.4. Осмотр вещей посетителей

 2.4.1.    При наличии  у посетителей ручной клади дежурный предлагает добровольно предъявить содержимое ручной клади.

 

 

 

 

 

 

 2.4.2. В случае отказа -  вызывается дежурный администратор образовательного учреждения, посетителю предлагается подождать их у входа. При отказе предъявить содержимое ручной клади дежурному администратору посетитель не допускается в образовательное учреждение.

2.4.3. В случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с допуском посетителей в здание школы, дежурный действует по указанию директора школы или лица, ответственного за организацию пропускного режима.

 

 

Данные о посетителях фиксируются в Журнале регистрации посетителей.

                                   

Датаремя прихода/ухода

Ф.И.О. посетителя

Цель посещения (к кому прибыл)

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал регистрации посетителей заводится в начале учебного года (1 сентября) и ведется до начала нового учебного года (31 августа следующего года).

Замена, изъятие страниц из Журнала регистрации посетителей запрещены.

      

 

  2.5. Пропуск автотранспорта

2.5.1.Приказом руководителя образовательного учреждения утверждается список автотранспорта, имеющего разрешение на въезд на территорию учреждения.  

 2.5.2. Осмотр въезжающего автотранспорта на территорию образовательного учреждения и груза производится перед воротами.

2.5.3.Стоянка личного транспорта преподавательского и технического персонала образовательного учреждения на его территории осуществляется только с разрешения руководителя учреждения и в специально оборудованном (отведенном) месте. После окончания рабочего дня и в ночное время стоянка автотранспорта в образовательном учреждении запрещается.

 2.5.4.В выходные, праздничные дни и в ночное время допуск автотранспорта на территорию объекта осу­ществляется с разрешения директора образовательного учреждения или лица его замещающего. Обо всех случаях длительного нахождения не установленных транспортных средств на территории или в непосредственной близости от образовательного учреждения, транспортных средств, вызывающих подозрение, ответственный за пропускной режим информирует руководителя образовательного учреждения и при необходимости, по согласованию с руководителем образовательного учреждения  информирует территориальный орган внутренних дел.

2.5.5.Действия лица, отвечающего за пропуск автотранспорта, в случае возникновения нештатной ситуации аналогичны действиям лица, осуществляющего пропускной режим в здание образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

руководителям образовательных учреждений

по противодействию терроризму

 

Задачи и направления деятельности по противодействию терроризму

В условиях сохраняющейся угро­зы совершения террористических актов на территории Российской Федерации, возможности вовлече­ния учащихся в различные экстре­мистские террористические и запрещенные законом ре­лигиозные организации руководителям государственных образователь­ных учреждений необходимо счи­тать приоритетными в своей рабо­те следующие задачи:

          воспитание у учащихся чувства патриотизма, бдительности, коллективизма, интернацио­нализма и дисциплинированности;

          создание в каждом образовательном учреждении атмосферы доброжелательности, сотрудничества, взаимного уважения и понимания среди учащих­ся и работников; нетерпимости к фактам недис­циплинированности, другим нега­тивным явлениям;

     формирование у учащихся гра­мотного поведения, обеспечиваю­щего собственную безопасность и безопасность окружающих.

Решение этих задач требует орга­низации деятельности по следую­щим направлениям:

1). Расширение и углубление знаний педагогов и учащихся по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма, предупреждению террористических актов в образовательных учреждениях.

2). Усиление взаимодействия образовательных учреждений по пре­дупреждению актов терроризма, экстремизма с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, противопожарной службой.

3). Активизация работы с роди­тельским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения учащихся в
экстремистские и террористические организации.

4). Совершенствование правового воспитания учащихся (воспитанников).

5). Противодействие проявлениям актов хулиганства, вымогатель­ства, унижения и оскорбления своих товарищей со стороны учащихся (воспитанников), а также употреб­лению учащимися психоактивных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

Действия по антитеррористической безопасности и защите обучающихся

 

1.                 Постоянно проводить разъясни­тельную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, усилению взаимодействия с правоохранительными органами.

2.                Вход в здание школы посетителей осуществлять при наличии документов, удостоверяющих лич­ность, с регистрацией в журнале учета посетителей, который должен находиться на посту охраны. В период проведения школьных занятий входные двери должны быть за­крыты.

3.                Охрана школы обязана регист­рировать в журнале посещения
всех лиц, прибывающих в школу, указывая их фамилию, имя и отче­ство, номер документа, удостоверяющего личность, время прибы­тия и время убытия.

4.                Входные двери, где нет постоян­ной охраны, запасные выходы дол­жны быть закрыты и опечатаны.

5.                Работники охраны обязаны в вечернее и ночное время обходить здание школы с внешней стороны и проверять целостность стекол на окнах, решетки, входные двери, о чем делать запись в журнале.

6.                Заместителю директора по АХЧ обеспечить вторым комплектом ключей от входов в школу работни­ков охраны.

7.                Проводить тренировки по эваку­ации из здания обучающихся и по­стоянного состава не реже одного раза в год.

8.                При вынужденной эвакуации из здания учителя в безопасном месте обязаны проверить по списку наличие учащихся, а заместитель директора по учебно-воспитатель­ной работе – наличие постоянно­го состава и принять меры по их розыску.

9.                Не допускать стоянки посторон­него транспорта у здания школы и
прилегающей территории. Вход­ные ворота держать закрытыми. О всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохра­нительные органы.

10.           При появлении у здания и на­хождении длительное время по­
сторонних лиц сообщить в право­охранительные органы и усилить пропускной режим.

11.           Научить учащихся способам защиты органов дыхания в задым­ленном помещении.

 

Информация о взрывных устройствах (далее – ВУ)

 

Руководителям образовательного учреждения, сотрудникам охраны, вахтерам, дежурным администраторам необходимо знать основные прин­ципы действия ВУ, их внешние при­знаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффективно ло­кализовать угрозу, управлять ею и свести к минимуму возможные не­гативные последствия.

ВУ могут быть самыми разнообраз­ными как по внешнему виду, так и по принципу их действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в резуль­тате срабатывания какого-либо механического или электромеха­нического взрывателя замедлен­ного действия, без непосредствен­ного воздействия на предмет по истечении заданного времени за­медления.

 

 

 

 

 

 

Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устрой­ством в любой момент времени по команде, переданной по радио. Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Большое распространение полу­чили взрывные устройства, сраба­тывающие при включении радио­приемника, телевизора, электри­ческого фонарика или других пред­метов бытовой техники, работаю­щих от электрической сети, акку­муляторов или батареек. Включе­нием этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результа­те чего срабатывает электродето­натор или электрозапал и проис­ходит взрыв заряда взрывчатого вещества (далее – ВВ).

В автомобиле взрывное устрой­ство может сработать при пово­роте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания, либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стек­лоочистители и т.д.). Взрыватель может быть установлен в выхлоп­ной коллектор двигателя, в глу­шитель. При этом замыкание контактов произойдет после на­грева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до опре­деленной температуры. Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или элект­ронных часов. Такие взрывные ус­тройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время. При воздействии на взрывное ус­тройство срабатывают натяж­ные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элемен­ты, приводящие взрыватели в действие.

Во взрывном устрой­стве могут находиться еще взры­ватели, срабатывающие от изме­нения магнитного поля Земли, акустического сигнала в опреде­ленном диапазоне частот, харак­терного запаха человека или жи­вотного, а также все типы взрыва­телей замедленного действия. Демаскирующими признаками взрывного устройства может быть наличие:

Ø антенны с радиоприемным уст­ройством у радиоуправляемого ВУ;

Ø часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

Ø проводной линии управления;

Ø локально расположенной мас­сы металла;

Ø неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытии, сте­ны здания, нарушение цвета рас­тительности или снежного покро­ва и т.д.);

Ø теплового контраста между ме­стом установки и окружающим фоном;

Ø характерной формы ВУ.

Часто объектом подрыва являет­ся личный или служебный авто­мобиль. Основные места для ми­нирования в машине это – сиде­нье водителя, днище под пере­дними сиденьями, бензобак, ка­пот.

Мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней ма­шине. Но в этом случае требует­ся управление ею извне по радио или подрыв с помощью электри­ческого провода. Иными слова­ми, преступник должен находить­ся неподалеку от места преступ­ления и вести наблюдение, что для него считается нежелатель­ным.

Настораживающими призна­ками могут быть:

v появление какой-либо новой детали внутри или снаружи авто­мобиля;

v остатки упаковочных материа­лов, изоляционной ленты, обрез­ков проводов неподалеку от авто­мобиля или внутри салона;

 

 

 

 

 

v натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или ина­че прикрепленная к любой части автомобиля;

v чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

v появившиеся уже после парков­ки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, сверт­ки, коробки и т.п. недалеко от ав­томобиля.

Для осуществления взрыва может использоваться и почтовый ка­нал. Взрывные устройства, кото­рые закладывают в конверты, бандероли и посылки, могут быть как мгновенного, так и замедлен­ного действия. Взрыватели мгно­венного действия вызывают сра­батывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалыва­нии, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просве­чивании ярким светом и т.д. На­пример, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открытии, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упа­ковки. Взрывные устройства в по­сылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного дей­ствия по истечении заранее уста­новленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое по­ложение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воз­действия на него. Однако независимо от типа взры­вателя и взрывного устройства письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основ­ные и вспомогательные. К числу основных признаков относят сле­дующие:

v     толщина письма от 3 мм и боль­ше, при этом в нем есть отдель­ные утолщения;

v смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;

v     наличие в конверте перемещающихся предметов или порошко­образных материалов;

v     наличие во вложении металли­ческих либо пластмассовых пред­метов;

v     наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;

v     наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других);

v     «тикание» в бандеролях и по­сылках часового механизма (один из самых простых и рас­пространенных взрывателей де­лают с помощью обычного бу­дильника);

v     в конвертах и пакетах, в посы­лочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпаю­щегося порошка.

Наличие хотя бы одного из пере­численных признаков, а тем бо­лее сразу нескольких, позволя­ет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной начинки.

 К числу вспомогательных призна­ков относятся:

vособо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.;

vналичие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично» и т.п.;

vотсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, нераз­борчивое их написание, явно вы­мышленный адрес;

vсамодельная нестандартная упаковка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры предупредительного характера на случай получения

информации об угрозе взрыва или обнаружения взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей

 

§  Для фиксации анонимных теле­фонных звонков подготовить к включению специальные контрольные устройства для выявле­ния телефонного аппарата, с ко­торого может позвонить преступ­ник.

§  Проинструктировать сотрудни­ков служб безопасности (охранников, вахтеров, дежурных администраторов) в отноше­нии действий по выявлению пре­ступников или хулиганов в случае угрозы взрыва.

§  Разработать план эвакуации обучающихся, персонала и посе­тителей, подготовить средства оповещения посетителей.

§  Определить необходимое коли­чество персонала для осуществле­ния осмотра объекта и проинст­руктировать его о правилах пове­дения (на что обращать внимание и как действовать при обнаруже­нии опасных предметов либо в слу­чае возникновения других опасных ситуаций).

§  Проинструктировать персонал объекта о том, что запрещается принимать на хранение от посто­ронних лиц какие-либо предметы и вещи.

§  Подготовить необходимое ко­личество планов осмотра объекта, в которых указать пожаро­опасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест вре­менного складирования, контей­неров-мусоросборников, урн и т.п.

§  Освободить от лишних предме­тов служебные помещения, лест­ничные клетки, помещения, где расположены технические уста­новки.

§  Обеспечить регулярное удале­ние из здания различных отходов, контейнеры-мусоросборники по возможности установить за преде­лами зданий объекта.

 

Правила обращения с анонимными материалами,

содержащими угрозы террористического характера

 

ü  При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно.

ü  Целесообразно убрать его в чи­стый плотно закрываемый поли­этиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохра­ните весь материал: сам документ с текстом, вложения, конверт и упаковку.

ü  Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

ü  Если документ поступил в кон­верте – его вскрытие производит­ся с левой или правой стороны путем аккуратного отрезания кром­ки ножницами.

ü  Не расширяйте круг лиц для оз­накомления с содержанием доку­мента.

ü  Анонимные материалы необхо­димо немедленно направлять в правоохранительные органы с со­проводительной запиской, в кото­рой должны быть указаны конкрет­ные признаки анонимных матери­алов (вид, количество, каким спо­собом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчи­вается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, свя­занные с их распространением, обнаружением или получением.

ü  Анонимные материалы не дол­жны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать под­писи, подчеркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать.

ü  При исполнении резолюций и других надписей на сопроводи­ тельных документах не должно оставаться давленых следов на ано­нимных материалах.

ü  Необходимо помнить, что реги­страционный штамп проставляет­ся только на сопроводительных письмах организации и заявлени­ях граждан, передавших аноним­ные материалы в инстанции.

 

Обнаружение взрывного устройства (ВУ)

 

На открытой территории в обяза­тельном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборни­ки, крытые киоски, сараи, посторон­ние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водо­сливные трубы.

Необходимо обра­щать внимание на деревья, столбы и стены зданий. Перед осмотром помещения необ­ходимо иметь его план и, присту­пая к осмотру, знать расположе­ние комнат, лестниц, ниш, сило­вых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок ВУ. Приступая к осмот­ру, необходимо также иметь комп­лект ключей от помещений, шка­фов, ящиков столов и т.п.

Перед осмотром желатель­но обесточить внешнее электропи­тание. Если это по какой-либо при­чине затруднительно, то при осмотре нужно стараться не вклю­чать досматриваемое оборудова­ние. Если есть подозрение на на­личие ВУ, то следует открыть окна и двери в осматриваемых помеще­ниях для рассредоточения возмож­ной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажа­тия выключателей и т.д.

В помещениях особое внимание нужно уделить осмотру таких мест, как подвесные потолки, вентиляци­онные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные ко­робки, места за батареями отопле­ния, осветительные плафоны, под­доны мусоропроводов, мусоросбор­ники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства.

Необходимо тщатель­но проверить места хранения по­жарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хра­нения уборочного инвентаря, в ме­стах, где проходят ком­муникационные линии.

Вентиляцион­ные шахты, водосточные трубы и другие подобные места необходимо закрыть решетками, ограничиваю­щими доступ в них. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щи­товых и т.д. следует навесить зам­ки и опечатать их.

Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, в которых могут оказаться случай­ные посетители.

 

Признаки, которые могут указы­вать на ВУ:

v наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты;

v подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые пред­метом;

v от предмета исходит характер­ный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, которые могут стать по­водом для опасения:

 

v нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

v угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

 

Действия должностных лиц при обнаружении

взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей

1.                При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немед­ленно поставить в известность де­журную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть ор­ганов МВД. При этом назвать точ­ный адрес своего учреждения и номер телефона.

 

 

 

 

2.                До прибытия сотрудников мили­ции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недо­пущению к нему людей в радиусе до 50-100 метров. Эвакуировать из здания (помещения) учащихся (воспитанников), персонал и посетителей на расстояние не менее 200 метров. По возможности обеспечить охрану подозри­тельного предмета и опасной зоны. При охране подозрительно­го предмета находиться по воз­можности за предметами, обеспе­чивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автома­шина и т.д.), и вести наблюдение за ним и территорией вокруг него.

3.                Дождаться прибытия предста­вителей правоохранительных ор­ганов, указать место расположе­ния подозрительного предмета, время и обстоятельства его обна­ружения. По прибытии специали­стов по обнаружению взрывных устройств действовать в соответ­ствии с их указаниями.

4.                Категорически запрещается:

-    самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, тро­гать или перемещать подозритель­ный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;

-    заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаружен­ный предмет тканевыми и други­ми материалами;

-    курить, пользоваться электро­радиоаппаратурой, переговорны­ми устройствам или рацией вбли­зи обнаруженного предмета, пере­езжать на автомобиле;

-    оказывать температурное, зву­ковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет.

 

Меры защиты в случае проведения террористических актов

 

Педагогам и обучающимся необхо­димо знать изложенные ниже пра­вила защиты в случае проведения различных террористических актов.

Если произошел взрыв:

1.                Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2.                Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.

3.                Помните, что в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся га­за нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.).

4.                При задымлении защитите орга­ны дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

5.                Включите локальную систему опо­вещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).

6.                В случае эвакуации возьмите необходимые вещи, деньги, ценности. Изолируй­те помещение, в котором произо­шел взрыв (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о слу­чившемся по телефону в соответ­ствующие органы правопорядка, противопожарную и медицинскую службы. Оповестите людей, находящихся поблизости, о необходимости эва­куации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации не­обходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или от­ кройте окно и кричите о помощи.

 

 

 

 

 

7.                После выхода из помещения отой­дите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самосто­ятельных решений об отъезде к род­ственникам и знакомым.

8.                Действуйте в строгом соответ­ствии с указаниями должностных лиц.

 

Если вас завалило обломками

 

• Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торо­пясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.

  Голосом и стуком привлеките вни­мание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, пе­ремещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обна­ружения вас металлоискателем.

  Если пространство около вас от­носительно свободно, не зажигай­те спички, берегите кислород.

  Продвигайтесь осторожно, ста­раясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воз­духа, поступающего снаружи.

  Если у вас есть возможность, с по­мощью подручных предметов (дос­ки, кирпича и т.п.) укрепите обвиса­ющие балки и потолок от обрушения.

  При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом.

  При прослушивании появивших­ся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.

 

Меры безопасности в случае хи­мического и биологического терроризма

 

Наиболее распространенными и доступными химическими веще­ствами и биологическими агента­ми, которые могут быть использо­ваны при проведении террористи­ческих актов, являются:

а)        химические вещества:

  токсичные гербициды и инсектициды;

  аварийно-опасные химические вещества;

  отравляющие вещества;

  психогенные и наркотические вещества;

б)        биологические агенты:

  возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.;

  природные яды и токсины рас­тительного и животного происхож­дения.

 

Исходя из возможной угрозы хими­ческого и биологического терроризма, каждому человеку необхо­димо знать:

  физико-химические и поражаю­щие свойства наиболее опасных химических веществ и биологичес­ких агентов;

  основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека;

  меры первой помощи при воздей­ствии химических веществ и био­логических агентов на организм че­ловека;

  основные приемы и средства за­щиты от их воздействия;

  порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом со­ответствующих органов и служб.

 

 

 

 

 

 

 

Применение химических веществ и биологических агентов возмож­но в основном диверсионными ме­тодами, к которым относятся:

 

-   использование обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т.д.), оставляемых в местах массового скопления людей;

-   заражение (отравлением) водо­емов, систем водоснабжения хи­мически опасными веществами (цианинами, отравляющими веще­ствами и т.д.);

-   поставка или преднамеренное заражение крупных партий продук­тов питания как химическими ве­ществами, так и биологическими агентами;

-   использование переносчиков инфекционных заболеваний (насе­комых, грызунов, животных и т.п.).

Установить факты применения химических веществ и биологи­ческих агентов можно лишь по внешним признакам: изменению цвета и запаха  вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; откло­нений в поведении людей, живот­ных и птиц, подвергшихся их воз­действию; появлению на терри­тории предприятия, организации, учреждения подозрительных лиц и т.п.

Учитывая многообразие внешних признаков химических веществ и биологических агентов, помните, что важнейшим условием своевре­менного обнаружения фактов при­менения или угрозы их примене­ния является ваша наблюдатель­ность и немедленное уведомление об этом соответствующих органов и служб МЧС, Роспотребнадзора, МВД, ФСБ, медицинских учреждений.

При обнаружении или установле­нии фактов применения химичес­ких веществ вы должны довести до педагогов и обучающихся (воспитанников) следую­щие правила:

-        находясь на улице, не поддавать­ся панике; используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических ве­ществ, а при возможности – укрыть­ся в убежищах (помещениях);

-   находясь дома, плотно закрыть и герметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными со­довым раствором или водой, окна и двери; выключить нагреватель­ные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотранс­ляционную сеть, прослушать рече­вое сообщение органов управле­ния МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям;

-   находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т.п.) прослушать указания администра­ции о порядке поведения и действо­вать в соответствии с ними;

-   в случае реального поражения химическим веществом пострадав­шего немедленно вывести (вынес­ти) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при не­обходимости сделать промывание желудка, кислородное или искусст­венное дыхание, в зависимости от вида воздействия дать необходи­мые медицинские препараты), а также направить его в медицинское учреждение.

-        при возникновении опасности эпидемии или воздействия биоло­гического агента вы должны:

   максимально сократить контак­ты с другими людьми;

   прекратить посещение обще­ственных мест;

   не выходить без крайней необ­ходимости из квартиры;

   выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты;

   при первых признаках заболе­вания немедленно обратиться к врачу;

 

 

 

 

 

   употреблять пищу и воду только после проверки службой Роспотребнадзора;

  строго выполнять все противоэпидемиологические мероприятия.

 

 

Рекомендации администрации и педагогическим коллективам

образовательных учреждений по работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве

 

Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризисное состоя­ние. Именно это состояние может вызвать негативные изменения в восприятии окружающей обстановки для переживающих его. Эти изменения часто происходят неожиданно и приводят человека к ощущению своей уязвимости и беспомощности. Такими кризисами для ребенка могут стать: сложные взаимоотношения с род­ными и близкими, конфликтные ситуации с педагога­ми, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также несчастный случай с учащимся, смерть близких, знакомых (особенно самоубийство), грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, наводнение или ураган) и др.

Любые ситуации легче предотвращать, чем исправ­лять. Именно поэтому так важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в школе, к числу которых можно отнести и хулиганские телефонные звонки, называемые «телефонный терроризм». Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональ­ными последствиями совершенного поступка, некото­рые дети и подростки могут отрицать либо факт самого происшествия, либо его значение. Учащиеся (воспитанники), которые используют отрицание как средство справиться с про­изошедшей ситуацией, должны быть уличены в мягкой, но прямолинейной манере. Подобная ситуация может вызвать гнев и негодование ребенка. Со временем и при поддержке взрослых учащийся (воспитанник), как правило, начинает понимать реальность произошедшего. На всех этапах работы с учащимся, уличенным в те­лефонном хулиганстве (терроризме), со стороны об­разовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо классный руководитель участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохра­нительных органов. В сложившейся ситуации важно помнить и об обязательной психолого-педагогичес­кой работе с родителями учащегося. Учителя проводят большое количество времени со своими учениками и, достаточно хорошо зная их, спо­собны оказать ребятам своевременную помощь. Од­нако самим педагогам необходимо быть спокойными и контролировать своих учеников в то время, когда они могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией.

Ниже обозначены действия, которые могут пред­принять учителя для работы со своими учениками в случае совершения ими телефонного хулиганства и в других подобного рода ситуациях:

После получения информации, связанной с проис­шествием, и разрешения руководителя образовательного учреждения педагогам следует проконсультироваться со школь­ным психологом или специалистом антикризисного подразделения относительно наиболее удачной стра­тегии в работе в подобных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащемуся обязательно нужно предоставить возмож­ность объяснить свои эмоции и поступки относитель­но произошедшего. Необходимо поговорить со школь­ником, уличенным в телефонном хулиганстве, о том, что он может испытывать в связи с произошедшим (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство стра­ха, обиды, мести и т.п.).

Учителю нужно помнить, что период прохождения сильных эмоциональных реакций после заверше­ния ситуации обычно длится от одной до шести не­дель. Поэтому некоторые ученики могут отреаги­ровать на произошедшее днями или неделями поз­же. Учителя должны иметь в виду это и оставаться настороже некоторое время после событий. Неко­торые дети могут пытаться убедить окружающих, что они не задеты этим событием, а потом внезап­но продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию.

Когда ученик сможет поделиться своими чувствами, учителям необходимо выслушать его в некритичной и не оценивающей манере.

Ученику должна быть предоставлена возможность выразить происшедшее через различные средства коммуникации, например, письмо. Важно, чтобы учителя контролировали свои эмоции во время работы с учащимися. Задача эта доволь­но трудная, если принять во внимание, что педагоги сами могли быть серьезно «задеты» сложившейся ситуацией. Дети имеют привычку смотреть на взрос­лых, чтобы подражать их реакции. Учитель, испыты­вающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для подражания. Если классный руководитель не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой педагог должен немедленно заменить его или помочь в работе. Учащийся, прибегнувший к телефонному хулиганству, в той или иной мере переживает кризисное состоя­ние (состояние дисбаланса). Агрессия может являть­ся последствием данного состояния ребенка. В сложившейся обстановке классному руководителю важ­но выявить объективную причину поведения учащего­ся и дать оценку сложившейся ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обра­титься за помощью к школьному психологу.

При самостоятельной работе с учащимся классному руководителю следует:

  постараться определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит;

  попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный момент;

  выявить наиболее актуальную личную проблему школьника (с точки зрения его самого);

  выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или другого взрослого;

  совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем;

  обсудить, что можно сделать с наибольшей эффек­тивностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой;

  постарайтесь заметить сходство данной ситуации с предшествующими инцидентами.

В целях предупреждения противоправных действий со стороны учащихся классные руководители долж­ны стараться выявить школьников, которые находят­ся в кризисных состояниях и нуждаются в индивиду­альной помощи и поддержке. К ним относятся учащи­еся, которые:

  в течение длительного времени не выполняют школьные задания при условии, что большинство сверст­ников справляются с работой;

  отличаются высоким уровнем эмоциональных ре­акций, например агрессивностью, плачем, слезливо­стью;

 

 

 

 

  часто находятся в депрессивном состоянии, а так­же нежелающие общаться;

  отличаются низкой успеваемостью и слабым уров­нем концентрации внимания;

  имеют суицидальные идеи или преднамеренно на­носят себе повреждения, например, ранят себя;

  замечены в употреблении алкоголя или наркотиков, других психоактивных веществ;

  набирают или теряют значительный вес за корот­кий период времени;

  перестают обращать внимание на личную гигиену.

С течением времени, при правильной поддержке со стороны школьного персонала и семьи, учащийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования. Однако есть учащиеся, которые будут продолжать переживать кризисные состояния и испытывать поведенческие проблемы в школе. Этим школьникам потребуются дальнейшая индивидуаль­ная помощь