МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНАВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

 

 

Школьная библиотека в условиях ФГОС –

проблемы и их решение 

 

Воспитание квалифицированного читателя. Система работы школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

   Педагог иблиотекарь МБОУ СОШ №13

Мясниковского района Ростовской области

  Лаптева Шушаник Хачересовна

 

 

Никогда не откладывай на завтра то,

что можно прочитать сегодня!

Все дороги ведут к библиотеке!

 

Федеральный государственный образовательный стандарт

осознание значимости чтения для личного развития формирование потребности в систематическом чтении

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,

гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как

особого способа познания жизни

воспитание квалифицированного читателя

 

 

Цель:

         Повышение интереса

школьников к чтению художественной литературы, создание условий для формирования навыков интеллектуального и

творческого чтения через комплекс творческих дел практической  направленности

 

         Мир Книги и чтения безграничен, как безграничен мир творчества и воображения детей. Наша главная задача – распахнуть дверь в этот безграничный мир и подарить детям крылья для путешествий в нем…

 

 

 

 

 

          В связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением ФГОС второго поколения меняется образ школьного библиотекаря в современном обществе. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий. Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.
Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации.
Инициатива «Наша новая школа», которая стартовала в 2010 году, побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.
Современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс. Это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу. 
Убеждена, библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения: исследовательская деятельность; информационная деятельность; проектная деятельность; литературно-познавательная деятельность; мультимедийные технологии; работа с УМК; работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками. Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. И основная задача школьного библиотекаря – это привлечение детей к чтению. К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни». Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.
В новых стандартах выделены требования к результатам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки. Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.
Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя библиотекари проводят различные мероприятия, оформляют выставки, проводят обзоры новинок. Книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой. 
Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим, надо чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90 годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем. 
Хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе:
• Статус школьного библиотекаря «Педагог-библиотекарь». Решение вопроса о статусе позволит библиотекарю иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж.
• Финансирование. Не выделяются средства на художественную литературу. 
• Кадровая политика. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, а в больших школах их должно быть 2-3. Совмещение работы не позволяет библиотеке работать в полном режиме.
• Аттестация библиотекарей. Сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата работы и мастерства.
Несмотря на все проблемы, в нашем районе ведется большая работа по повышению профессиональной деятельности школьного библиотекаря. Созданы две программы повышения квалификации: «Совершенствование библиотечно-информационной деятельности школьных библиотек» и «Автоматизация информационно-библиотечной деятельности школьных библиотек на основе использования АИБС «МАRK-SQL».Версия для школьных библиотек». По этим программам прошли обучение уже 90% библиотекарей.

           Но для успешной организации работы школьной библиотеки не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя. Это направление в школе должно быть серьезным и масштабным для того, чтобы школьная библиотека могла стать информационным центром.

 

 

Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы

   Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно- библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации  индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов. 

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. Библиотекари образовательных учреждений в начале учебного года проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

         Целью деятельности школьной библиотеки представляется содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.

Школьные библиотекари рассматривают деятельность библиотеки в трех направлениях:

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.  Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

         Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

         Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

         В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате  нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей,  литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

         Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

         В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

Понятие «комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации учащихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду

Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды – информационная.

       В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость  библиотеки  как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами:  «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС  ООО),  в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной  школьной библиотеки представляется в модели, где будет  меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.   Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности.  Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

         Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность  юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные  библиотеки  участвуют  в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки  образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное зло

ФГОС как инструмент реализации
национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа»

. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.                                                                

В.В. Путин

Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»

Мы утвердили образовательнуюинициативу«Наша новая школа».
Смысл этой инициативы – в создании школы, которая должна помогать раскрывать личностный потенциал.

Не только давать знания, но и раскрывать личность любого ребёнка, который приходит в школу.                            

Д.А. Медведев

 

  Главная тема которого, как и во многих странах мира, стала – «Школьная библиотека в школьных образовательных программах».

 

Роль школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов нового поколения ФГОС

 

Оснащение обеспечение доступа в школьной библиотеке к:

информационным ресурсам Интернета,

учебной и художественной литературе,

коллекциям медиаресурсов на электронных носителях,

множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических,  

аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 

Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком случае, должны формировать уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в

огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на

треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют.

Путин В.В.

 

Модернизация школьных библиотек в условиях ФГОС

Модернизация означает осовременивание, т.есуществление изменений в направлении и в сторону современных

объективных требований общественного развития. Изменения в виде модернизации, когда они улучшают общественный организм или его отдельные сферы (а не наоборот), продвигают общественные явления вперед, от старого к новому и новейшему (а не вспять, назад, в прошлое), совершенствуют и обновляют общество, — такие разнообразные

общественные изменения позитивны и работают на дело прогресса

Изменения в школах  Материально-техническая база включает: учебные кабинеты... информационно-библиотечные центры. ;

Ключевые установки Стандарта:

• ориентация на результат образования, а не регламентация процесса обучения;

• переход на деятельностную парадигму образования;

• информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый

•положительное отношение к себе,

•ответственность

•уважительное отношение к окружающим, к иной очке зрения

•навыки самоорганизации и дорового образа жизни

УЧЕБНАЯ

Новая миссия библиотек:

• создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, — через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.

Главные задачи и основная функция библиотеки:

• комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;

• пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных и других учреждений и организаций;

• осуществление размещения, организации и сохранности документов:

• -организация, ведения каталогов и картотек, в том числе и электронных каталогов, отражающих печатные и электронные документы.

• Библиотекарь поддерживает и развивает Из проекта стандарта образования:

• креативный

•любознательный

•инициативный

коммуникативность  -уверенность в своих силах

•чувство собственного достоинства

саморегуляция

 Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских  исследований, консультирования и дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры - через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов в   сотрудничестве  с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к

совместным сетевым инициативам. Осуществляется интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса.

Происходит модернизация библиотеки: Включенность библиотеки и библиотекаря в совместную работу с учителями за счет реализации совместных программ и проектов; Широкое использование деятельности с учащимися и учителями интернет- технологий; Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с книгой и другими ресурсами;

Организация и поддержка самостоятельных учебных исследований школьников. Такое структурное подразделение

начинает функционировать как библиотека . Участники образовательного процесса не только получают нужную информацию, но и создают еѐ сами. Современная библиотека под руководством грамотного, профессионально компетентного и мобильного специалиста, готового к переменам, с принципиально новой политикой формирования фондов, надежной локальной сетью образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является  залогом модернизации образования.

Среда для развития детей;

Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки;

Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых

разных носителях

Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться сканером, плоттером, подготовить мультимедийную

презентацию

Проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию

Принять участие в литературных играх и конкурсах.  Познакомиться с книжными выставками.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  РАБОТЫ  ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Требования

Содержание

Библиотечные и педагогические техники и технологии

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию, мотивирован-

ность к обучению, позициониро

вание себя как личности)

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 

Метапредметные

(формирование универсальных учебных действий, овладение ключевыми компетенциями)

1)    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)    активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)             овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 

11)             готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

12)              определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

13)             готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)             овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природныхоциальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)             овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)             умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговые и дискуссионные технологии и формы (активные)

 

 

 

Проектная технология

Предметные

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

(получение нового знания и опыта предметной деятельности, их  преобразование и применение

 

1)      понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)      осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)      понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)      достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)      умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.